О работе Совета родителей лицея в 2008-2010 г.г.

(доклад на отчетно-выборной родительской конференции 18 декабря 2010 года)

Уважаемые делегаты конференции!

Сегодняшний форум посвящен подведению итогов работы Совета родителей лицея за отчетный период и определению перспектив участия родителей в жизни лицея.

Совет родителей как высший исполнительный орган, действующий в период между родительскими конференциями,  определяет роль, место и участие родителей в образовательном процессе, организует и координирует деятельность родительского коллектива.

На конференции в Вашем лице представлены интересы каждого класса, каждой параллели классов и ступени образования. И мы рассчитываем на вашу активность в обсуждении и доклада и вопросов организации жизнедеятельности наших детей в лицее.

Нынешний состав Совета родителей был избран на конференции 27 сентября 2008 года в составе 11 человек (по 1 представителю от каждой параллели).

Деятельность совета была направлена в первую очередь на выполнение решений предыдущей конференции и на организацию работы в соответствии с лицейским положением о совете родителей.

Что сделано в лицее за два года с участием Совета родителей?

Во-первых, организовано видеонаблюдение внутри здания и на территории лицея, а также охрана сотрудниками охранного предприятия. Принятые меры уже сегодня дают положительные результаты - меньше стало конфликтных ситуаций между детьми.

Однако есть необходимость установить дополнительные камеры, т.к. некоторые объекты, не попадающие в поле зрения камер, требуют повышенного внимания, например, физкультурные раздевалки, столовая, рекреации.  Т.е, работа по организации охранных мероприятий в лицее, по нашему мнению, должна быть продолжена.

Во-вторых, совет родителей совместно с советом лицея проводил работу по внедрению  делового стиля одежды лицеистов.

Мы считаем эту проблему актуальной для лицея, т.к. внешний вид для современного специалиста – одна из составляющих успешности его трудоустройства, а, соответственно, и благосостояния его и его семьи. Не случайно народная мудрость гласит, что встречают по одёжке.

А культура внешнего вида начинает формироваться уже на этапе взросления, т.е. на школьной скамье. Кроме того, внешний вид лицеиста  - это и визитная карточка нашего образовательного учреждения.

Именно поэтому Совет подготовил встречу учащихся и родителей с представителями ателье города Омска, которые познакомили их с экспонатами школьной формы.

Далее обсуждение вариантов одежды для лицеистов проходило  на классных родительских и ученических собраниях.

Было принято решение: по ряду причин единую форму пока в лицее не вводить,  а требовать соблюдения делового стиля одежды.

Положительные сдвиги в данном вопросе на сегодняшний день очевидны, однако, к сожалению, пока не все учащиеся и родители понимают значимость и важность этого. Поэтому новому составу Совета необходимо продолжить данную работу.

В-третьих, в лицее разработана и реализуется программа социально-профессионального самоопределения учащихся, включающая работу с учащимися с 1-го по 11-й класс.

Программа предусматривает и наше, родительское, участие в её реализации. На сегодняшний день в некоторых классах родительские комитеты уже включились в данную деятельность: проведены родительские собрания, организованы экскурсии и классные часы. Однако делается это далеко не во всех классах.

В-четвертых, совет родителей рассмотрел вопрос о создании в библиотеке условий для работы учащихся в сети Интернет. На сегодняшний день условия для этого созданы и будут реализованы после завершения реконструкции библиотеки.

Кроме того, по-прежнему остается острой для лицея проблема профилактики вредных привычек у детей. Совет родителей не сумел найти эффективных форм более активного участия родителей по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Сегодня активно ведется работа по рассмотрению вопроса о пристройке к зданию лицея. Нашим детям нужна просторная столовая, актовый зал, дополнительный спортивный зал. В лицее создана инициативная группа из числа родителей, подготовившая письма в различные организации и органы власти, которые могли бы помочь в решении данного вопроса. Мы пока не имеем ответов на наши обращения. И если в зале есть люди, имеющие возможность помочь делом или советом, будем признательны за помощь.

Что касается возобновления практики проведения дней открытых дверей в школе, о которых велась речь на прошлой конференции, мы по этому вопросу пока не работали. Хотя прошлый опыт показал, что такая форма общения предоставляет возможность для ознакомления с делами и успехами лицея.

В последние годы лицей последовательно работает над задачей повышения уровня открытости для всех заинтересованных лиц, и в первую очередь для участников образовательного процесса.

С этой целью итоги работы регулярно обсуждаются на лицейских конференциях, родительских собраниях; информация размещается также на сайте лицея. Уже в течение трех лет администрация и Совет лицея публикуют  в Интернете публичные доклады по итогам работы за учебный год. В них подробнейшим образом излагаются результаты обучения и воспитания школьников, направления деятельности педагогического коллектива, объем финансирования и использование полученных средств.

Благотворительный фонд «Развитие лицея» также  ежегодно в марте публикует информацию о поступивших средствах и их использовании.

Таким образом, у родителей есть широкие возможности для того, чтобы иметь представление о степени успешности лицея, определиться с формой своего участия с тем, чтобы изменить ситуацию в тех вопросах, которые, по мнению родителей, решаются не так или недостаточно.

Что же получается на деле?

Основными источниками информации, как показал опрос, оказываются дети и педагоги. И это правильно. Но на практике инициатива встреч родителей и учителей чаще всего исходит от последних.

По результатам опроса, проведенного среди родителей 8-11-х  классов (всего опрошено 194 человека), выявлено, что 15 % из числа опрошенных слабо информированы или вообще не информированы о жизни лицея. 

Видимо  поэтому 9% родителей затрудняются дать оценку уровню преподавания предметов в школе, 2% - оценить условия, созданные для обучения и развития детей; 3% - не смогли сделать вывод о том, вносит ли школа вклад в развитие их ребенка.

И это неудивительно. Посмотрим, как обстоит дело с посещением родительских собраний. Как видите, не все родители выполняют свой долг как участников образовательного процесса. В некоторых классах посещаемость составляет только 25-30%! А ведь родительское собрание – это высший орган коллектива родителей со своими далеко не малыми полномочиями. Эта трибуна как раз и предоставляет возможность для обсуждения и решения наиболее актуальных вопросов и проблем.

Кроме того, только три человека назвали в качестве источника информации  лицейский сайт. А ведь на нем можно не только получить информацию, но задать злободневный вопрос, высказать свое мнение по волнующей проблеме.

Уважаемые родители!

Считая, что следует предоставить более широкие и более оперативные возможности для общения родителей. Нам думается, что сайт мог бы стать ресурсом, позволяющим родителям не только  вести конструктивный диалог с администрацией, учителями, но и обмениваться информацией друг с другом. Поэтому совет родителей планирует создать на форуме лицейского сайта страницу совета родителей и приглашает вас к виртуальному общению.

Есть ли необходимость для этого?

Казалось бы, абсолютное большинство родителей удовлетворены результатами работы лицея.

Именно поэтому, отвечая на вопрос о переводе ребенка в другое образовательное учреждение (если бы представилась такая возможность), однозначно ответили «нет» 77% родителей; скорее нет, чем да – 17%.

Вместе с тем, опрошенные считают, что некоторые направления работы в лицее требуют улучшения, например:

-     организация школьного питания,

-     отношения ребенка со сверстниками и учителями,

-     подготовка к ЕГЭ и др.

И нам, родителям, предстоит участвовать в поиске решения этих проблем.

Уважаемые участники конференции!

Свою работу совет строил в соответствии с задачами, определенными Положением, а именно:

1.     Участие в укреплении материально-технической базы лицея на добровольной основе.

2.     Привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности лицея  и организации образовательного процесса в нем.

3.     Укрепление связи между семьей и лицеем в целях обеспечения единства воспитательного влияния на детей.

Как правило, родители принимают участие в таких делах, как:

-     оздоровительные поездки выходного дня,

-     проведение тематических классных часов,

-     участие в проведении классных праздников,

-     организация досуга учащихся, например:

o   экскурсии по городу и за его пределами,

o   культпоходы в театры и музеи

И, конечно, высокой оценки заслуживает участие родительской общественности  в совершенствовании учебно-материальной базы образовательного процесса, в создании благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся и их безопасности в период пребывания детей в школе.

Особую благодарность заслуживает родительский коллектив за активное участие в благотворительном фонде. Так, например, только благодаря вашей поддержке сегодня выполнены предписания пожарников, роспотребнадзора, требующие значительных финансовых затрат, и лицей может продолжать свою работу.

Что касается такого направления работы, как «Содействие в защите законных прав и интересов обучающихся и их родителей в образовательном процессе», следует сказать: не было ситуаций, требующих вмешательства совета родителей. И это не может не радовать.

Иногда приходится слышать: «Я не знаю что делать, как повлиять на моего ребенка». Возможно, у части родителей есть проблемы в воспитании детей из-за недостатка знаний в области педагогики. Но опыта совета по организации педагогического просвещения родителей пока оказалось недостаточно. Нам думается, что новому составу совета родителей надо уделить внимание организации мероприятий по решению этой проблемы.

Уважаемые делегаты!

Деятельность родительских коллективов классов направляли классные родительские комитеты. Как правило, основными формами их работы являются подготовка и проведение классных родительских собраний и заседаний родительских комитетов.

На своих заседаниях они рассматривали такие вопросы, как:

-     участие в планировании работы класса,

-     организация классных праздников и мероприятий,

-     организация ремонта классных кабинетов,

-     приобретение учебников и учебных пособий для класса,

-     подведение итогов работы за год,

-     организация летнего отдыха,

-     подготовка празднования окончания 4,9,11 класса и пр.

Наиболее активно работали родительские комитеты нынешних 3 Б, 4 А, 5 А,6 Б, 7 Б, 8 В, 9 А,В, 11 Г классов

 Самая большая их заслуга в том, что они сумели привлечь большинство родителей к организации жизни класса, проводили разнообразные, интересные для детей дела.

Так, например, в 11 Г классе абсолютно все родители – участники дел класса. Именно под их руководством либо с их помощью проведены:

-     подготовка команды класса к окружному смотру песни и строя;

-     организация консультаций и тестирования в профцентре;

-     поездка в спортивно-оздоровительный центр «Олимпийская деревня»;

-     ремонт класса;

-     поддержка команды для участия на конкурсе «Карьера в России»;

-     изготовление  футболок с логотипом лицея для команды «Лидер Байкал 2009»;

-     беседа по основам безопасности жизнедеятельности  и др.

Однако, к сожалению, далеко не все родители считают нужным принимать участие в жизни школы.  Так, всего 47 % родителей участвовали в лицейских делах, в том числе постоянно - только 14% и на уровне разовых, отдельных поручений – 33%.

При этом наблюдается снижение активности родителей по мере взросления их детей. Как видите на слайде, 58% родителей начальной школы помогают организовывать жизнь детей в лицее; в 5-9-х классах выявлено уже только 46% таких родителей. А в старшей школе их количество  значительно уменьшается.

Означает ли это, что наши дети, взрослея, не нуждаются в нашей помощи и поддержке? Или мы не уверены в своей состоятельности? Или же  мы не уверены в том, что наши дети захотят с нами общаться?

Но мы должны понимать, что по мере взросления у детей повышается состояние тревожности. Они начинают осмысливать окружающую жизнь, строить отношения с окружающими. Порой они затрудняются в оценке того или иного явления, не могут самоопределиться, решить, какую позицию им занять, как поступить в том или ином случае. В этот момент важно, кто окажется рядом.

И если мы потеряем свое право помочь, подсказать, поддержать своих собственных детей, то это место не останется свободным. Его займет кто-то другой. И где уверенность в том, что это будет человек, который поведет их по правильному пути?!

Иногда из-за своей занятости или по какой-то другой причине мы стремимся уйти от сложности, связанной с поиском взаимопонимания, но это со временем может вырасти в большую проблему.

А вот школа предоставляет возможность через участие в школьных делах, в совместном поиске  ответов на жизненно важные вопросы лучше узнать своих детей, сохранить, укрепить доверительные, уважительные отношения между детьми и родителями. И нам не следует отказываться от такой возможности.

Тем более что в «Типовом положении об общеобразовательном учреждении» четко обозначено: родители являются равноправными участниками образовательного процесса и как таковые имеют не только свои права, но и обязанности. Говорится об этом и в Законе РФ «Об образовании».

А образовательный процесс – это не только урок, но и коллективная жизнедеятельность детей, в которой нам непременно следует принимать участие, влиять на неё.

Уважаемые делегаты!

Завершая выступление, хочу сказать следующее.

На сегодняшний день в лицее:

-     Есть реально существующий орган самоуправления, представляющий интересы коллектива родителей, который направляет и координирует деятельность  классных родительских комитетов, участвует в планировании работы лицея.

-     Расширились возможности для получения обратной информации  об оценке итогов работы

Меню сайта

Друзья сайта

Случайное фото: