Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования в лицее
(Тезисы к докладу на педагогическом совете лицея 24 января 2011 года)
      Учитывая тот факт, что сегодня в общеобразовательных школах цели и задачи индивидуальны, а образовательные системы вариативны, уже недостаточно традиционных, существовавших в прошлом показателей оценки учебных достижений учащихся, таких, как успеваемость и качество обучения по итогам четверти, учебного года, результаты итоговой аттестации. Практика работы показывает, что количественные показатели не дают целостного представления о системе, о тенденциях в её основных звеньях.
     Сегодня необходимо отслеживать не только состояние учебно-воспитательного процесса, но и
- динамику продвижения учащихся в учебном процессе, динамику их индивидуального развития,
- повышение их мотивации и интереса к обучению,
- а также учитывать индивидуальные особенности учащихся.
     Т.е., количественные показатели необходимо дополнять гибкими множествами качественных показателей.
     Таким образом, у современного учителя наряду с традиционной функцией контроля появилась новая функция – прогнозирование ожидаемых результатов на основе диагностики итогов учебно-воспитательного процесса и развития ученика. С помощью педагогического мониторинга мы имеем возможность:
1. Получать информацию о ходе и результатах образовательного процесса, о достижениях учащихся и степени их соответствия целям и задачам лицея.
2. Выявлять изменения, происходящие в образовательном процессе, факторы, вызывающие их, своевременно предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе.
3. Оптимизировать деятельность педагогического коллектива и осуществлять прогнозирование развития образовательного процесса в лицее.
     Рассмотрение на педагогическом совете вопроса об организации педагогического мониторинга в лицее своевременно, т.к. нам необходимо систематизировать эту деятельность и определить её регламент.
     Предлагаемая вашему вниманию программа мониторинга качества образования:
- содержит систему измерителей для получения информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса в лицее,
- включает в себя механизмы проведения мониторинговых исследований.
     В качестве объектов мониторинга предлагается диагностирование:
1. Качества достижений учащихся.
2. Качества педагогического процесса.
3. Качества и эффективности образовательной системы в целом.
     Содержание мониторинга качества достижений учащихся определено творческой группой в соответствии с задачами нормативных документов Министерства образования РФ, Уставом и Программой развития лицея.
     Цели и задачи, определенные Уставом и комплексно-целевыми программами лицея, предполагают:
1. Достижение образовательного уровня учащихся выше государственных образовательных стандартов в условиях профильного обучения при условии обязательного сохранения их здоровья.
2. Развитие интеллектуально-творческой одаренности учащихся с целью подготовки их к успешному продолжению образования в профессиональных учебных заведениях.
3. Подготовку выпускника к успешной адаптации в современном мире.
     Таким образом, достижения ученика следует оценивать через:
- уровень обученности,
- уровень воспитанности
- и уровень развития.
     Результаты профессиональной педагогической деятельности, по нашему мнению, можно оценивать на основе анализа:
- результатов образовательного процесса;
- целостного представления учителей о содержании всего образовательного процесса, а не только в рамках своего предмета;
- профессиональных качеств педагога.
     Для прогнозирования тенденций развития лицея, для принятия обоснованных решений по повышению качественного образования педагогам необходима информация не только об отдельных элементах образовательной системы, но и о функционировании всей целостной системы, её продуктивности и эффективности.
     В качестве критериев оценки эффективности образовательной системы нами определены:
- результаты обучения и воспитания учащихся;
- оптимальность условий, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- конкурентоспособность лицея.
     Проектируя содержание программы мониторинга, мы учитывали следующие принципы:
- Принцип системности, ­
- Принцип полноты, достоверности и доступности получаемой информации,
- Принцип систематичности.
     В программе мониторинга предусмотрено проведение только тех срезов, которые ориентированы на оценку качества образования, образовательной системы лицея в целом, и которые необходимо отслеживать обязательно всем. Поэтому программа не включает всех диагностических процедур, предусмотренных в каждой из комплексно-целевых программ, хотя проводить такие оперативные, промежуточные исследования нужно.
     Таким образом, чтобы система мониторинга работала в режиме постоянной коррекции и обновления, необходимо отслеживать не только качество, но и процесс образования. Эта работа проводится на уровне учителя, классного руководителя по индивидуальным планам в форме контрольных срезов, анкетирования, наблюдения и т.д., и отражается в календарно-тематических планах учителя-предметника и планах работы классного руководителя. Предлагаемая программа рассчитана на шесть лет работы педагогического коллектива и включает три этапа.
     Среди показателей результативности программы можно назвать:
1. Положительная динамика качества обучения и воспитания.
2. Эффективность инновационных процессов в педагогическом коллективе.
3. Востребованность предлагаемой образовательной системы среди заказчиков на образовательные услуги.
4. Наличие взаимопонимания в оценке результатов образовательного процесса между педагогами, учащимися и их родителями.
Меню сайта

Друзья сайта

Случайное фото: